Погребение
Как подготовить усопшего к погребению?
В прежние времена подготовкой к погребению (омывали тело, одевали в новую одежду, приглашали в дом священника) занимались сродники и близкие усопшего. Этими заботами о теле покойного близкие отдавали последний долг любви своему усопшему. Сегодня, к сожалению, при наступлении смерти люди стараются «избавиться» от своего усопшего родственника, переложив заботы о нем на плечи работников морга и ритуальных агентств. Если вы отправляете покойного в морг, передайте туда и чистую одежду для его одевания, а забирая его оттуда, обязательно наденьте на усопшего нательный крест. Скорее всего, после пребывания в морге креста на нем не окажется.
На тело усопшего мирянина помимо обычных одежд в некоторых областях надевают саван, белый покров, напоминающий о белой одежде крещения. Омытое и облаченное тело полагается на приготовленном столе лицом вверх, к востоку. Гроб предварительно окропляется святою водой. Уста покойного должны быть сомкнуты, руки сложены на груди, крестообразно во свидетельство веры в Распятого. Положение во гроб совершается при чтении молитвословий: Трисвятое, «Отче наш…» и пении стихир. Иногда полагают во гроб до панихиды. При положении во гроб иерея до панихиды поются ирмосы: «Помощник и Покровитель…», а в дни святой Пасхи поются стихиры: «Да воскреснет Бог…».
Какова символика погребения христианина?
Тело человека, по воззрению Церкви, – освященный благодатию таинств храм души. «Тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» (1Кор.15:53). Поэтому уже с апостольских времен Церковь любовно заботится об останках умерших братьев по вере.
Образ погребения усопших дан в Евангелии, где описано погребение Господа нашего Иисуса Христа. Хотя православный обряд приготовления тела усопшего к погребению в деталях не совпадает с ветхозаветным, он все же имеет с ним общую структуру, которая выражается в следующих основных моментах: омовении тела, облачении его, положении во гроб, чтении и пении погребальных молитв, предании земле.
Омовение тела водою прообразует будущее воскресение и предстояние пред Богом в чистоте и непорочности. Этот обычай мы находим уже в книге Деяний святых апостолов, где упоминается одна из первых христианок святая Тавифа, ученица апостола Петра: «Она была исполнена добрых дел и творила много милостынь. Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице» (Деян.9:20-21).
Чело умершего украшается венчиком, который символизирует тот венец, о котором сказал святой апостол Павел: «А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2Тим. 4:8), На венчике изображается Спаситель с предстоящими Ему Божией Матерью и Иоанном Предтечей. Тело покрывается священным покровом во свидетельство веры Церкви, что умерший находится под покровом Христовым. На гроб архиерея возлагается мантия, а покров – сверх мантии. В руки покойного влагают икону Спасителя или Распятие. Вокруг гроба ставят четыре подсвечника со свечами: один у головы, другой у ног и два по обеим сторонам гроба; в совокупности они изображают крест и символизируют переход усопшего в Царство истинного света.
Когда традиционно совершается погребение и отпевание усопшего христианина?
Погребение усопшего христианина совершается на третий день после его смерти, при этом в отсчет дней всегда включается самый день кончины, даже если смерть наступила за несколько минут до полуночи. При чрезвычайных обстоятельствах – войнах, эпидемиях, стихийных бедствиях – допускается погребение и раньше третьего дня. Погребение не совершается в первый день Пасхи и в день праздника Рождества Христова до вечерни.
Откуда вязалась традиция посыпания тела в гробу землей?
Раньше гробом называли саму могилу. Отсюда и недоразумение: в Требнике читают, что «полагают мощи во гроб», после чего «священник, взем персть лопатою, крестовидно мещет верху мощей». Уже неведомое количество лет люди привыкли к тому, что надо сыпать землю в гроб, который раньше называли кивотом, то есть ящиком.
Какие виды погребения существуют в Православной Церкви?
В Православной Церкви различаются четыре вида, или чина погребения, а именно: погребение мирских человек (т.е. мирян), монахов, священников и младенцев. Сюда же необходимо отнести чин погребения, совершаемого в Светлую седмицу. Все чины погребения по своему составу сходны с заупокойной утреней или всенощным бдением. Но каждый чин в отдельности имеет и свои особенности.
Каков православный взгляд на кремацию?
Кремация находится вне православной традиции. Мы верим, что в конце истории произойдет воскресение мертвых по образу Воскресения Христа Спасителя, то есть не только душой, но и телом. Кремация, то есть сознательное разрушение тела усопшего, попускается только при отсутствии всякой возможности предать теле земле.
Какие существуют суеверия при погребении?
Родственникам нельзя нести гроб; родственникам нельзя копать могилу; беременным нельзя присутствовать при погребении; в могилу нужно бросить деньги на счастье, а если умерший курил, положить в гроб пачку сигарет; на могиле нужно выпить спиртное за упокой души усопшего и налить в стакан или оставить в бутылке «душе успошего»; нужно знать, какой дорогой идти на кладбище и уходить с него, при этом нельзя оборачиваться, если окликнут…
Разрешает ли священник покойного от грехов в чине отпевания?
В данном вопросе речь идет о чтении священником так называемой разрешительной молитвы, которую после прочтения он влагает в руки умершего. Именно из-за ее названия некоторые полагают, что молитва эта предназначена для того, чтобы «разрешить», т.е. отпустить грехи усопшего. Однако такой функции она в себе не несет, несмотря на наличие прошений о прощении грехов усопшего. Единственной молитвой, также называемой разрешительной, несущей в себе действие прощения и отпущения грехов, является тайносовершительная молитва исповеди, читаемая священником над человеком, принесшим покаяние в грехах. Именно в ней священник произносит слова: «Прощаю и разрешаю тебя от всех грехов твоих». Иного способа отпущения грехов Церковь не знает. Особо важно в контексте данного вопроса понимать, что исповедь – это Таинство, в котором искренне исповедующий грехи свои при видимом изъявлении прощения от священника невидимо разрешается от грехов Самим Богом. Совершителем Таинства исповеди является Сам Бог. Таким образом, сколько бы молитвословий о прощении грехов священник ни произносил, они не заменяют Таинство исповеди, а для прощения и отпущения грехов, в первую очередь, необходимо покаяние в них. Что совершенно невозможно исполнить в случае с уже умершим человеком. Об этом подлинном смысле разрешительной молитвы, читаемой священником во время погребения, подробно пишет прот. Константин Никольский:
«В этой молитве священник просит Бога, да простит усопшему согрешения вольные и невольные, и да разрешит его от различных клятв и запрещений. Этой молитвой разрешаются только бывшие на умерших запрещения, или епитимии, за их прежние грехи, в которых они раскаялись и за которые назначена была епитимия, а не самые те грехи, в которых усопшие не каялись (Нов. Скр., ч. IV, гл. 24, § 18; сн. гл. 21, § 4). Чтение разрешительной молитвы не есть разрешение грехов, какое совершается в таинстве покаяния, при котором требуется сокрушение во грехах, исповедание их и т. д. Разрешительная молитва, с одной стороны, есть молитва Богу об умершем, чтобы Бог простил согрешения вольные и невольные, соделанные ведением и неведением, и которые за немощь естества забвению предаде (в молитве говорится: «да сотворит чрез мене прощено по духу чадо… да разрешит его», а не так, как в таинстве покаяния: «прощаю и разрешаю тя»); с другой стороны, молитвой разрешаются клятвы, запрещения, которыми умерший при жизни его был связан за свои грехи, в которых он каялся, но которые клятвы при жизни не были разрешены. … Сама же молитва разрешительная такова, что она заключает в себе разрешение всякого рода запрещений и клятв, и ее не чуждались люди праведные. Например, св. Александр Невский, при погребении своем, принял разрешительную молитву, как живой, разогнув правую руку (Начерт. Церк. Истор., ч. II, стр. 350. Соф. Врем., т. I, стр. 273). Разрешительная молитва имеет для будущего то значение, что погребенный есть православный христианин и что он умер в общении с Церковью (Собран. мнений и отзыв. Филарета, Митр. Моск., т. IV, стр. 406)».
Также необходимо отметить, что, несмотря на широкое использование разрешительной молитвы, в чинопоследовании погребения ее нет. Есть другая, именуемая в Требнике прощальной, которая читается священником в самом конце отпевания. Смысл ее заключен в просьбе о прощении грехов усопшего. Нет в Требнике и указаний на то, что эта молитва на особом листе бумаге должна быть вложена в руки усопшего. Однако прочно укрепился обычай читать вместо нее именно разрешительную молитву и влагать ее в руки. Традиции этой, согласно Киево-Печерскому Патерику, было положено начало в XI веке. Князь Симон усердно просил у преподобного Феодосия Печерского благословения, написанного как в жизни, так и по смерти: «Се убо прошу у тебе, да даси ми слово, яко да благословит мя душа твоя, якоже в животе, такоже и по смерти моей и твоей. Отче! не изыду тощ от Тебе, аще писанием не известиши ми». Преподобный, исполнив его просьбу, написал: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, молитвами Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и святых Сил безплотных и прочая словеса молитвы иерейския прощальныя, яже кончится сими: да будет и прощен в сем веце, и в будущем, егда приидет праведный Судия судити живым и мертвым» (юже молитву оттоле начаша влагати умершим в руце, якоже первый Симон вложити себе повеле) (Патерик Киево-Печерский, изд. в Киеве, 1830 г., л. 76).
Таким образом, отвечая на заданный вопрос, до́лжно сказать, что чтение разрешительной молитвы не является отпущением грехов умершего. Само же чтение молитвы и вложение ее в руки усопшего никак не прописано в уставе, а является всего лишь древней благочестивой традицией.