Белорусская Православная Церковь Гомельская Епархия

Гомельское городское благочиние

«Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи, одну Тебе, одну Моисею и одну Илии»

Лекция профессора Минской духовной академии, доктора богословия протоиерея Владимира Башкирова в храме Преображения Господня.

В пятницу вечером, 17 марта, в храме Преображения Господня состоялась встреча-лекция с профессором Минской духовной академии, доктором богословия протоиереем Владимиром Башкировым, который приехал к нам по приглашению настоятеля храма протоиерея Олега Костромы. Давняя дружба бывшего студента и преподавателя позволила и нам, прихожанам и гостям храма, прикоснуться к тем знаниям, которые несет в себе этот светлый человек – протоиерей Владимир Башкиров.

Темой встречи стал Великий пост. Казалось бы, столько лет, даже веков, существует церковь с ее правилами, догматами и уставами, но по некоторым моментам христиане до сих пор не перестают задаваться вопросами, не перестают обсуждать их и искать истину. Очень актуальна данная тема сегодня, когда мы все вместе проживаем этот важный и скорбный период в жизни каждого православного человека, провожая Господа нашего Иисуса Христа на Голгофу.

Живое общение, живые встречи с людьми, особенно когда в них столько знаний, столько глубины, опыта, истории – вот тот инструмент, который помогает находить ответы на многие вопросы.

Тема Великого поста была выбрана не с проста, так как не только у прихожан, но также и священнослужителей, как показал опыт этой встречи, есть много вопросов, связанных с тем, как поститься сегодня и как отвечать духовенству на вопросы верующих.

Начал доктор богословия с истории, ведь именно она является нашим учителем и свидетельницей всех тех событий, которые происходили так давно, но которые до сих пор влияют и будут влиять на нашу жизнь, которые выстроили тот путь, по которому мы идем сегодня, тех событий, важность и значимость которых мы не можем отрицать, и, благодаря которым для нас стала возможна вечная жизнь с Богом, в Его Небесном Царствии. Именно она может дать ответы на многие вопросы: когда, почему и зачем?

Было приведено много имен, много цитат, много слов святых отцов о том, что такое пост и почему он нам необходим. Основной мыслью можно выделить то, что пост сам по себе не является залогом спасения человеческой души, а лишь его инструментом, то есть он может нам помочь в стремлении к добродетелям, но он никак не оправдает нас перед Богом, если в нас не будет любви. Любви к ближним, терпения, смирения, покаяния.

Иоанн Златоуст в одной из своих бесед говорит: «Не говори мне, что «я столь много дней постился, того и другого не съел, не пил вина, претерпел нечистоту», но покажи мне, сделался ли ты кротким, между тем как был гневливым, и сделался ли человеколюбивым, между тем как до того был жестоким, потому что, если ты упоен гневом, то зачем угнетаешь свою плоть? Если внутри – зависть и корыстолюбие, то какая польза от питья воды?»

В чем же помощь поста для человека? – в том, что он, как инструмент, научает нас укрощению своей плоти и когда мы ущемляем свое тело, дух наш взлетает. Изменяя свои пищевые привычки хотя бы на время, мы побуждаем нашу волю, тренируем ее, воспитываем, тем самым помогаем своей душе учиться сопротивляться духовным соблазнам, вести борьбу с невидимыми страстями.

Пост может помочь нам и в покаянии. Покаяние – это ни слезы, ни сожаления, а изменение себя, перемена образа жизни. Вот смысл покаяния. И пост как раз налагает на человека обязанность посмотреть на себя как я живу и что-то изменить в себе, отказаться от своих привычек. Перемена пищи, сокращение ее количества, вписываются в эту концепцию-изменение самого себя.

Иисус говорит: «верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (от Луки 16:10).

Необходимо войти внутрь своей души, посмотреть, что там есть. На первый раз мы ничего не увидим, потому что там хаос, расхищение ума, отсутствие внимания, рассеянность. Если присмотреться дальше, то увидим уже суету житейскую. А, если посмотреть еще дальше, то увидим себя как пленников, связанных по рукам и ногам пристрастиями и страстями.

Еще, есть такое мнение, что вставать из-за стола нужно с легким чувством голода. Это способствует молитве, а молитва – это разговор человека с Богом, что нам и необходимо совершать на протяжении всей нашей жизнь – быть в постоянном контакте с Ним. Сытый человек думает уже совсем о другом, трудно на полный желудок сосредоточиться на духовном, хочется поспать, отдохнуть. В тоже время, лектор отметил, что во время поста нужна мера.

Фофан Затворник говорил: «пост одно из первых дел христианина, но неумеренный пост пагубен». Мирянин не может поститься как монах, больной не может поститься как здоровый, дети не могут соблюдать пост как взрослые. Поэтому здесь важно соблюдать свою личную меру в пище, которая никак не должна пойти в ущерб нашему здоровью, он должен приниматься в той мере, в какой помогает нам побороться с самими собой.

Несколько интересных фактов, которые привел протоиерей Владимир:

* В Византийской Империи во время поста на законодательном уровне закрывались лавки с мясом.

*До седьмого века Великий пост длился 40 дней, а потом добавили еще одну неделю — Страстную, которую мы соблюдаем и сегодня.

В завершении основной части встречи, все желающие смогли задать волнующие их вопросы и получили ответы.

По окончанию же всего мероприятия настоятель храма в знак благодарности гостю, вручил Евангелие, изданное в информационном отделе Гомельской епархии.

Поделиться:
Facebook
Telegram
VK
OK
Skype
WhatsApp
Email
Print