Православный календарь
Последнее видео

Трезвый путь

  • 25-09-2015, 18:50
  • 1 330
  • Информация / Библиотека / Семья. Воспитание детей / Наша газета
Священник Александр Захаров
Слово на международном съезде практических деятелей
по борьбе за народную трезвость «Россия: трезвый путь»
(20 октября 1995)


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры, на вопрос «Почему люди пьют?» мне доводилось слышать разные ответы. Один из наиболее распространенных: люди не знают правды об алкоголе, поэтому и пьют. В этом ответе есть доля правды… но не вся правда…

Сократ, например, считал: люди творят зло и грешат только потому, что не научены добру. Научи их жить добродетельно – и они перестанут жить порочно. Но христианство утверждает, что грех коренится гораздо глубже в природе человека, чем уровень его интеллекта, его знаний. Человек может прекрасно знать, «что такое хорошо и что такое плохо», более того – может даже очень сильно желать хорошего, а поступать все равно плохо. Замечательны в этом отношении слова апостола Павла из его послания к римлянам:

«Желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю… Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим. 7, 18-19, 22-23).

Если же говорить о пьяницах, так и тут уместно спросить: они что, не знают о том вреде, какой причиняет им алкоголь? … Знают они обо всем этом лучше нас с вами… Знают, и очень многие, поверьте, сами не рады этой своей пьяной жизни…

В брежневские времена доводилось мне слышать, что люди пьют от безысходности. Но вот сейчас возможности для творчества и самовыражения небывалые. У нас ведь теперь что хочешь – то и твори. Хочешь быть сатанистом – будь сатанистом, хочешь быть гомосексуалистом – будь гомосексуалистом, хочешь быть проституткой – будь проституткой. Как хочешь, так и самовыражайся. Хочешь дело свое открыть – занимайся бизнесом, коммерцией. И что же: получили возможность творчества, свободу самовыражения – и бросили пить? Если бы так…

Есть расхожее выражение, определяющее религию как «опиум для народа». Что же общего между религией и опиумом? Сущностью религии является общение с Богом. Этой сущностью опиум, конечно, не обладает. Но вот плодом этого общения с Богом – не единственным, конечно, плодом, но одним из самых сладких плодов – является радость, которую Бог ниспосылает в душу человеческую. Испытавшие эту радость уже никогда и ни с чем ее не перепутают. Она несказанна. И если ее Бог дает – так ее уже никто и никакие обстоятельства отнять не в силах. Так вот, радость – это, на мой взгляд, и есть то свойство, благодаря которому опиум находит себе место под солнцем.

Ибо и вино – как бы его ни проклинали и ни ругали, но надо сказать правду, – и вино дает радость. А когда бы оно давало одно голое горе – кто бы его и пил?

Трезвый путь


Вам, наверное, известны слова из Библии, слова псалмопевца, которыми любят оправдывать себя пьющие люди, что «вино веселит сердце человека». В Священном Писании – как бы этого кому-то ни хотелось – нет осуждения вина как такового и нет проповеди абсолютной трезвости. Но Слово Божие однозначно осуждает пьянство: «пьяницы… Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6, 10)…

Хорошее дело – вода. Даже жизненно необходимое… Без воды и жить невозможно. Однако человеку мало – просто жить. Человеку-то, дорогие мои, нужна еще радость в жизни. А без радости ему и жизнь будет не в жизнь. И расстаться ему захочется с такой жизнью… И человек с этой жаждой радости ищет ее, где может. Если не может найти в религии – находит в вине. Тем более, что человек ведь, дорогие мои, это такое существо, которое чаще всего идет по пути наименьшего сопротивления – как проще. А ощутить радость от вина – куда проще? Легкий и дешевый источник радости получается. Да, радость эта мимолетна, скоропреходяща, искусственная, поддельная… Но лучше такая радость, чем никакой. Правда, эта радость винная оборачивается потом такими муками и скорбями, которых и не видывали многие аскеты, подвижники благочестия…

Святые говорят, что радость и скорбь сопутствуют и добродетели, и греху. Но добродетельный человек сначала скорбит, когда ведет духовную брань с искушающим его грехом, а потом радуется, когда превозмогает, с помощью Божией, этот грех. Грешник же наоборот: сначала радуется, когда предается любимому им греху, а потом скорбит. А если не покается – так и вечно уже будет скорбеть в аду… Блаженный Августин писал, что Бог создал нас для Себя, и человек нигде не найдет покоя, пока не придет к Нему и не соединится с Ним.

Итак, я хотел сказать, что опиум, как и религия, способен приносить человеку радость, облегчение, утешение в серой и непростой нашей жизни. В этом, я думаю, и заключается главная, коренная причина того, почему люди так тянутся ко всем этим одурманивающим веществам: табаку, алкоголю, наркотикам. И будут тянуться до тех пор, пока не будет устранена эта коренная причина, пока они не научатся отличать ценности истинные от подделок – пока радость истинная не засияет в их душе. Вот только тогда человек уже никогда, конечно, не променяет ее на радость поддельную. Если же не будет в душе радости истинной, человек непременно будет искать хоть какую-то да радость. Ибо совсем без радости, повторяю, жить человек не может…

Еще я хотел сказать, что человеку и радости в жизни тоже мало, если это только земная радость, получаемая от здешних земных удовольствий, увеселений… Чего же еще-то ему надо?..Бога надо!

Сегодня мне хочется сказать не только о первом чуде Спасителя, когда Он претворил воду в вино, но и о последнем Его чуде – когда Он уже вино претворил в Кровь Свою… расставаясь с учениками, Он претворяет хлеб и вино в Плоть и Кровь Свою. Для чего? Для того чтобы не расставаться с ними. И с нами. Никогда. Для того, чтобы вкушая Его Пречистую Плоть и Честную Кровь, мы могли самым теснейшим образом соединиться с Богом, чтобы Его Плоть и Кровь стали и нашей плотью и кровью. Святой Афанасий Великий говорит: «Христос вочеловечился для того, чтобы мы обожились». То есть Бог сделался человеком для того, чтобы мы могли сделаться более чем человеками: святыми Божьими человеками, в коих обитает Дух Святой. Богочеловек посетил человечество, чтобы соделать его богочеловечеством…

Да, нужны для человека и хлеб, и вода – средства, необходимые для жизни. Но нужна человеку и радость, расцвечивающая жизнь. А всего нужнее для человека Богообщение – освящающее, обоживающее жизнь. Все эти три составные нужны. Без любой из них немыслима полноценная человеческая жизнь. И все эти три составные дает нам милосердный Господь и Церковь Его святая…

И я совестью пастырской свидетельствую, что человек, имеющий в жизни эти три составные, в особенности последнюю – Богообщение – человек, живущий полнокровной церковной жизнью, участвующий в богослужении, в Таинствах церковных, регулярно исповедующийся и причащающийся, – такой человек не знаком с проблемой алкоголизма, она для него просто не существует. Поэтому-то, видимо, и не ставится так остро этот вопрос о борьбе с пьянством в церковной среде и у святых отцов…

Трезвый путь


В заключение скажу так. Если мы хотим всерьез искоренить из жизни пьянство, надо взамен пьяной жизни возрождать, устраивать жизнь церковную. Без этого все наши усилия по борьбе с пьянством будут напрасны. Больше того скажу: если отрезвлять людей без Церкви, не приводя их к Богу, для них такое отрезвление может пойти даже не на пользу, а во вред. В Евангелии говорится, что когда дух нечистый выходит из человека, то он не находит себе покоя. И снова возвращается туда, откуда вышел. И вот, если находит место незанятым, то берет с собою семь других духов, злейших себя, и они вселяются в этого человека все вместе. «…и бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф. 12, 45).

Когда уходит из жизни радость винная и не занимает ее место радость небесная, такой человек часто начинает искать радостей в еще горших грехах, чем пьянство: в разврате, в азартных играх… А если не находит нигде радости, так становится злым и угрюмым. И жизнь с таким человеком становится для домашних его сущим адом. Они даже иногда говорят: «Лучше бы уж пил…»

Спаси Вас, Господи, за то, что послушали меня, грешного. Аминь.