Православный календарь
Последнее видео
Архив новостей
Январь 2021 (10)
Декабрь 2020 (7)
Ноябрь 2020 (6)
Октябрь 2020 (6)
Сентябрь 2020 (9)
Август 2020 (21)

О Миссионерской Литургии

  • 26-11-2015, 16:17
  • 1 045
  • Информация / Вопрос священнику / Наша газета
О Миссионерской Литургии

О Миссионерской Литургии

Необходимость уяснения богослужебных церковнославянских текстов была одобрена Архиерейским Собором Русской Православной Церкви еще в 1994 году. В его каноническом Определении читаем: «В связи с тем, что развитие литургической жизни в нашей Церкви практически остановилось, а большинство жителей наших стран безвозвратно утратило традиционную для прошлых веков культуру, представляется необходимым сделать более доступным их пониманию смысл священнодействий и богослужебных текстов».

В 2009 году утвержденная Священным Синодом Русской Церкви Концепция миссионерского служения в Русской Церкви на современном историческом этапе ее жизни, содержит рекомендации по использованию родных языков на Литургии Просвещаемых, равно как и благословение совершать миссионерские литургии с разъяснением смысла молитвословий и порядка литургических действий.

Все это свидетельствует о соборном возобновлении поиска действенных форм миссионерского служения на общецерковном пространстве, и, в первую очередь, среди тех, кто посещает наши храмы в надежде обрести спасительную благодать через слышание Слова Божия и в сопричастии Таинствам Православной Церкви.

Каков же результат на приходах, где проводились служения миссионерских Литургий?

1) Повысилась внешняя дисциплина прихожан - участников Литургии. Во время чтения молитв в храме прекратились и хождения и разговоры. Внимание верующих теперь следовало логике развития мыслей Святых Отцов - Учителей Святой Церкви, выраженных в молитвах Св. Евхаристии.

2) Исчез формализм в отправлении богослужения. У прихожан проявился интерес к совершаемым литургическим действиям, призыв диакона к верным о преклонении глав пред Господом уже воспринимался адресно и все они, в глубоком молчании, склоняли их, как единое равночестное Тело, дожидаясь гласного возгласа священника.
Впечатления неловкой паузы, «антракта», возникающей во время причащения священнослужителей в алтаре, тоже не стало. Необходимость развлекать «публику» исполнением сложных партесных хоровых концертов как-то сама по себе отпала. Многие верные, в том числе и члены хора, готовились ко вкушению истинной Пасхи – Тела Христова на Трапезе Господней. В храме звучали простые песнопения, раскрывающие смысл Причащения или читались молитвы ко причащению.

3) Все молитвы и обряды Литургии стали единым целым. При пении и чтении молитв община постепенно осознала себя важной стороной в совершении Божественной Литургии.

4) Община постепенно наполнилась мужчинами и женщинами молодых и средних лет. Приятно было видеть их на великие праздники, стоящими, по древнему обычаю, раздельно в храмовом богослужении. Все это в совокупности производило сильнейшее впечатление на «захожан» - на тех, кто, обычно, забежав в храм и поставив свечу, затем уходил или простаивал всю пасхальную ночь вне храма, часами ожидая начала освящения сдобных куличей-пасох для праздничного стола.

Но, совершение миссионерских литургий на приходах предполагает многолетнюю богословскую подготовку прихожан - их катехизацию. Без последнего условия успешного движения в этом направлении не будет. Напротив, в молодежной среде периодическое совершение миссионерских («детских») Литургий было бы очень полезно.

По материалам https://vladivostok.eparhia.ru/