Православный календарь
Последнее видео
  • 20-02-2018, 19:14
  • 254
  • Информация

19 и 20 февраля 2018 года, в первую седмицу Великого поста, настоятель Спасо-Преображенского храма г.Гомеля протоиерей Олег Кострома в сослужении духовенства храма возглавил Великое повечерие с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского.
21 и 22 на великих повечернях также читается покаянный канон святого Андрея Критского.

Канон этот назван Великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству содержащихся в нем тропарей – около 250 (в обычных канонах их около 30). Для чтения на первой седмице поста канон разделяется на четыре части, по числу дней. В среду и четверг к Великому канону прибавляется несколько тропарей в честь преподобной Марии Египетской, пришедшей из глубокого духовного падения к высокому благочестию. Великий канон завершается тропарями в честь его творца – святого Андрея Критского. 
Канон представляет собой пронзающий душу сердечный плач праведника о грехах. Самое начало: «Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний? кое ли положу начало… нынешнему рыданию» (песнь 1), – настраивает душу на скорбь и покаяние, к «уязвлению сердца».

Творец канона оплакивает не только себя, но и все согрешившее человечество. Он припоминает все прегрешения, все грехопадения – от Адама до Нового Завета; ветхозаветные примеры в каноне составляют его большую часть – восемь песен. Святитель Андрей не просто вспоминает о грехе праотцев, он их переживает как будто собственные: «Первозданнаго Адама преступлением поревновав, познах себе обнаженна от Бога…» (песнь 1).

Преступления праотцев становятся прообразами страстей, мучающих человека: «Вместо Евы чувственныя мысленная ми бысть Ева, во плоти страстный помысл» (песнь 1). Или другой пример: «Кому уподобилася еси, многогрешная душе? токмо первому Каину и Ламеху оному, каменовавшая тело злодействы и убившая ум безсловесными стремленьми» (песнь 2: «Видите, видите»). Здесь святой Андрей следует святому Максиму Исповеднику, для которого Каин – «приобретение, закон плоти», восстающий на Авеля, то есть на ум, сообразно символическому толкованию, и убивающий его. Вот что пишет преподобный Максим в «Амбигвах» (вопрос 49): «И если бы блаженный Авель соблюл это и не вышел вместе с Каином на поле, то есть не вышел до достижения бесстрастия на равнину естественного созерцания, то Каин, сущий и именуемый законом плоти, не восстал бы и не убил бы его».

Если святитель Андрей вспоминает в каноне примеры ветхозаветной и новозаветной праведности, то, прежде всего, для того, чтобы укорить свою душу за леность и за греховность и призвать ее к подражанию, например: «Иосифа праведнаго и целомудреннаго ума подражай, окаянная и неискусная душе, и не оскверняйся безсловесными стремленьми, присно беззаконнующи» (песнь 5).

Канон представляет собой широкую историческую панораму, в которой начертается история человеческого греха и человеческой праведности, отвержения Бога и Его принятия. Содержание канона глубоко христоцентрично, в каждой песни встречаются проникновенные обращения ко Христу, например: «Да будет ми купель кровь из ребр Твоих, купно и питие, источившее воду оставления, да обоюду очищаюся, помазуяся и пия, яко помазание и питие, Слове, животочная Твоя словеса» (песнь 4). Единственный путь очищения для святителя Андрея – во Христе, через трезвение, подвиг, через деяние – к видению Божества. 

Святитель Андрей Критский оставил глубокий след в православном предании и как великий святой, и как богослов, и как замечательный песнописец и гимнограф. О нем известно сравнительно немного. Родился он около 660 года. Происходил из Палестины. В молодости отрекся от мира и ушел в лавру святого Саввы. Затем оказался в Константинополе, где исполнял должность орфанотрофа, то есть надзирателя за сиротскими домами. На этой должности он прославился своей деятельной благотворительностью и милосердием. Около 712 года он стал епископом Крита. Житие сообщает, что именно благодаря его молитве остров Крит был спасен от арабского нашествия. Отошел святитель ко Господу около 740 года. Память святителя Андрея Критского совершается 4 июля.

По материалам сайта pravoslavie.ru
  • 20-02-2018, 19:08
  • 202
  • Информация

Настоятель нашего храма протоиерей Олег Кострома принял участие в заседании рабочей группы по организации работы передвижной выставки Могилевской епархии «Венценосная Семья. Путь любви», которое состоялось 20 февраля 2018 г. в зале церковных заседаний Гомельского епархиального управления.
На встрече также присутствовали директор музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля Торопова Оксана Валерьевна, заведующий историко-краеведческим отделом Кузьмич Анна Васильевна, председатель отдела религиозного образования и катехизации протоиерей Артемий Кривицкий, председатель церковно-исторической комиссии архимандрит Амвросий (Шевцов), председатель отдела по работе с молодежью иерей Дмитрий Мельников, благочинный церквей Гомельского городского округа протоиерей Игорь Ольшанов, благочинный Свято-Никольского мужского монастыря в г.Гомеле архимандрит Савва (Мажуко), клирик храма святого великомученика Георгия Победоносца в г.Гомеле протоиерей Максим Колеватов, клирики Свято-Петро-Павловского кафедрального собора в г.Гомеле протоиерей Александр Лопушанский и диакон Леонид Поляков.
  • 18-02-2018, 15:00
  • 246
  • Информация

Воскресным утром 18 февраля, двор нашего храма наполнился ароматными запахами свежеиспеченных блинов и оладушек, а среди прихожан привлекали внимание пестрые скоморохи. Нет, наш приход не посетил бродячий цирк, это молодёжная группа приготовила много сюрпризов, чтобы отметить Прощеное воскресенье весело, интересно и по-семейному тепло. После Божественной литургии, которую возглавил настоятель прихода протоиерей Олег Кострома, во дворе храма всех прихожан ждало множество сюрпризов. Благотворительная ярмарка, раздача блинов и чая, для ребят помладше – веселые аниматоры и подвижные игры. Для тех, кто постарше вопросы на Библейскую тематику, за которые каждый мог получить сладкий приз. 
Руководитель молодежной группы «Фаворовцы» Вера Ерина:
«В этом году нашей главной задачей стало сделать такую программу, которая будет интересна людям всех возрастов, чтобы они прониклись атмосферой праздника и решили задержаться в этот день в храме, а может и не только в этот». 
Программа действительно была разнообразной и интересной. Одним из главных сюрпризов стало открытие нового творческого проекта «Стена». Стена, как утверждают сами организаторы, это не просто фанерная перегородка, это возможность каждого прихожанина поделится своим творчеством с единомышленниками, на ней можно размещать разные виды творческих работ будь то стихи, живопись, или фотографии. Пока же, дебютной работой стала фото подборка «Приход в лицах», где собраны лучшие фотографии январской жизни прихода. Экспозиция продлится до первого марта, после чего будет снята, а вот какие работы заменят ее, организаторы пока держат в тайне. 
Конкурсы по поеданию блинов, конфетные бусы, вкусный чай – это и многое другое привлекло большой поток верующих в стены храма. 
Среди них были довольно необычные гости, а именно старейшины цыганской общины Гомельщины. Визит их носил, хоть и в воскресный день, но все же рабочий характер. Было поднято много вопросов, а самое главное положено начало для будущих дружеских отношений. 
Подводя итог можно сказать, что сегодняшний день стал прекрасным завершением сыропустной недели и помог людям морально подготовиться к Великому Посту.
  • 18-02-2018, 14:00
  • 180
  • Информация

18 февраля, в прощеное воскресенье мы от всего сердца поздравляем с Днем рождения Ольгу Савенкову, прихожанку нашего храма.

  • 16-02-2018, 14:46
  • 208
  • Информация / Молодежная группа
Встреча в День православной молодежи!

Доброй и замечательной традицией в нашем храме стали молодежные встречи прихода. Вот и 15 февраля, в праздник Сретения Господня традиционно отмечается День православной молодежи. В этот день молодежная группа нашего храма «Фаворовцы» собралась на праздничную встречу. В уютной домашней обстановке ребята вспоминали свою работу за год, делились впечатлениями и планами, играли в настольные игры.
  • 16-02-2018, 11:53
  • 203
  • Информация / Благотворительные акции / Молодежная группа

По доброй традиции молодежная группа нашего прихода «Фаворовцы» в праздник Сретения приняла участие в епархиальной акции «От сердца к сердцу». Молодежь посетила нуждающихся прихожан храма, людей преклонного возраста, которым совсем не часто удается выбраться из своих квартир. И в этот день им было подарено, то чего сейчас многим не хватает: заботы, внимание и простые беседы. Так же всем посещенным были переданы продуктовые наборы.
  • 15-02-2018, 20:49
  • 206
  • Информация

Божественную литургию в праздник Сретения Господня 15 февраля 2018г. возглавил настоятель нашего храма протоиерей Олег Кострома в сослужении духовенства прихода.
За богослужением настоятель совершил чин освящения свечей.
Так же было оглашено обращение по случаю празднования Дня православной молодежи Святейшего Кирилла, Патриарха Московского и всея Руси.

  • 15-02-2018, 10:36
  • 164
  • Информация


Обращение

по случаю празднования Дня православной молодежи

(15 февраля 2018 г.)


Дорогие братья и сестры!


Сердечно поздравляю вас с праздником Сретения Господня и Днем православной молодежи.

Сегодня Церковь вспоминает встречу Младенца Иисуса и старца Симеона, мужа праведного и благочестивого (Лк. 2, 25). Многие годы ветхий старец напряженно ожидал прихода Спасителя в мир, и духом Святым Бог открыл ему, что Ребёнок, лежащий на руках Марии, и является тем долгожданным Мессией, который станет для всех людей светом во откровение языков (Лк. 2, 32).

Сретение – это праздник встречи души со Христом. Безусловно, Господь действует в жизни каждого из нас. Но, погруженные в суету повседневных попечений, мы не всегда замечаем Его присутствие и благодатную помощь. Жизнь современного человека, особенно если он молод, здоров и активен, проходит на высоких скоростях, и это часто мешает ему задуматься о главном: о том, что наполняет его существование подлинным смыслом и ценностью. И когда человек делает над собой усилие, вырываясь из круговерти забот, и, оставаясь наедине с самим собой, заглядывает в глубины своей души, происходит одно из важнейших событий в его жизни – встреча с Богом.

Желаю всем вам, дорогие мои, чтобы эта однажды состоявшаяся встреча со Христом Спасителем стала для вас всежизненным Ему предстоянием и служением, ибо, как писал святитель Феофан Затворник, «мы все призваны не к мысленному только представлению сего блаженства, а к действительному его вкушению, потому что все призваны иметь и носить в себе Господа и исчезать в Нем всеми силами своего духа» (Слово на Сртение Господне, 1861 г.).

Молю Господа Иисуса, дабы Он укрепил ваши сердца в вере, ниспослал силы и Свою неоскудевающую помощь во всех добрых делах и начинаниях.


Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.



+КИРИЛЛ

ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

  • 14-02-2018, 18:32
  • 191
  • Информация / Молодежная группа

15 февраля, в день Сретения Господня, мы отмечаем всемирный день православной молодежи.
Приглашаем всех желающих на душевную молодежную встречу!
  • 14-02-2018, 14:07
  • 163
  • Информация / Воскресная школа

В рамках ежегодных мероприятий, посвящённых празднованию Дня православной книги, в Гомельской епархии с 10 февраля по 30 марта 2018 года среди воспитанников воскресных школ епархии будет проходить конкурс детских сочинений «Моя любимая книга», 
Цель данного проекта - популяризация книги и чтения как важнейших факторов в духовной жизни детей и юношества, воспитание высоких ценностных ориентаций, стимулирование родителей, педагогов и библиотекарей к активной, творческой работе по приобщению подрастающего поколения к чтению художественных произведений духовно-нравственной направленности.
Конкурс проводится в двух возрастных номинациях:
– первая группа – до 12 лет;
– вторая группа –13-17 лет;
Конкурс проводится в два этапа:
I этап проводится с 10 февраля по 19 марта в каждом благочинии Гомельской епархии. По итогам решения жюри, три лучших работы из каждого благочиния доставляются до 26 марта в отдел религиозного образования и катехизации Гомельской епархии (246050.г.Гомель.ул.Баумана.16)
II этап проводится в Отделе религиозного образования и катехизации Гомельской епархии с 26 марта по 30 марта 2018 года. 
Итоги проведения конкурса будут опубликованы на сайте Гомельской епархии.
  • 9-02-2018, 18:27
  • 225
  • Информация

В определенные дни года Церковь творит поминовение всех усопших отцов и братий по вере. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение,— вселенскими родительскими субботами. Первая вселенская родительская суббота бывает на Мясопустной седмице, перед началом масленицы, подготовляющей верующих к Великому посту.
Почему вселенская родительская суббота празднуется за неделю до Великого поста? Воскресенье перед масленицей посвящено воспоминанию Страшного суда: хотя все только еще готовятся к праздничному веселью масленицы, к этому радостному веселью уже понемногу присоединяется торжественное и покаянное настроение начала Великого поста. «Поминай час смертный и вовеки не согрешишь», говорили в древности, поэтому и веселье масленицы не должно быть безумной оргией, но должно быть временем радостного общения с ближними.
История установления Вселенской родительской субботы
Установление мясопустной родительской субботы восходит к преданию апостольскому, что подтверждается уставом св. Церкви, изложенным в V веке преподобным Саввою Освященным на основании древнейшего предания, и обыкновением древних христиан стекаться в определенные дни на кладбище для поминовения умерших, о чем сохранилось письменное свидетельство из IV века.
Основанием к установлению этого поминовения послужило то, что в воскресный день седмицы мясопустной св. Церковь совершает воспоминание второго пришествия Христова, и, потому – накануне этого дня, как бы в день, предшествующий страшному суду Христову, и – притом – приближая к духовным подвигам св. Четыредесятницы, когда нам должно войти в теснейший союз любви со всеми членами царства Христова – и Святыми, и живущими, и умершими, Церковь предстательствует о всех, от Адама до днесь, усопших во благочестия я правой вере праотцах, отцах и братиях наших от всякого рода: от рода царей, князей, монашествующих, мирян, юношей и старцев, и всех… – внезапно умерших и оставшихся без узаконенного погребения, – предстательствует, умоляя, Праведного Судию явить им Свою милость в день нелицеприятного всем воздаяния.
Смысл Вселенской родительской субботы
Почему «родительская»? Ведь мы поминаем не только родителей, но и других людей, зачастую никакими родственными узами с нами не связанных? По разным причинам. В первую очередь даже не потому, что родители, как правило, вперед своих детей покидают этот мир (и поэтому тоже, но не это главное), а потому, что вообще первоочередной долг наш молитвенный – за наших родителей: из всех людей, чья временная земная жизнь окончена, мы в первую очередь должны тем, через кого мы этот дар жизни получили – родителям и прародителям нашим.
В синаксаре на этот день написано “Святые отцы узаконили совершать поминовение по всех умерших по следующей причине. Многие весьма не редко умирают неестественною смертию, например, во время странствования в морях, в непроходимых горах, в ущельях и пропастях; случается, гибнут от голода, в пожарах, на войнах, замерзают. И кто перечтет все роды и виды нечаянной и никем не ожидаемой смерти? И все таковые лишаются узаконенного псалмопения и заупокойных молитв. Вот почему святые отцы, движимые человеколюбием, и установили, основываясь на учении апостольском, совершать это общее, вселенское поминовение, чтобы никто, когда бы, где бы и как бы ни кончил земную жизнь, не лишился молитв Церкви”.
Нечасто, но приходится слышать от людей: «зачем молиться об умерших, ведь Сам Господь сказал нам: «В чем застану, в том и сужу», какой же смысл такой молитвы?».
Действительно, если эти Христовы слова отнести к моменту человеческой смерти, тогда заупокойная молитва не имеет никого смысла. Но правильно ли мы понимаем эти слова?
Данная фраза относится не к Писанию, а к аграфе, записанной мучеником Иустином Философом. Она созвучна слову Писания: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Мф. 24: 42). Значит, речь идет не о том, что Господь смертью нашей застанет нас в тот или иной момент, а в совсем другом, в том, что нельзя предаваться беспечности. Понятно, что почивший вряд ли может быть беспечен перед лицом Вечности.
По смерти, согласно словам святых отцов (святителей Иоанна Златоуста, Кирилла Александрийского, Игнатия Брянчанинова и многих других) душа встречается с миром ангельским (здесь и Божии ангелы, и демоны начинают борьбу за душу). Это момент соприкосновения души с Вечностью, но еще не конец.
Душа проходит мытарства, это занимает некоторое время. Наступает для души частный суд, но и это не окончательное определение для человека, иначе не было бы Страшного Суда во Второе Христово Пришествие. Господь дает время душе человеческой для исправления, но в том вся скорбь, что душа – не весь человек. Без тела, может, сложнее грешить, но и исправляться без тела тоже сложнее. Но выход из этого есть!
Апостол Иаков заповедует нам: «молитесь друг за друга, чтобы исцелиться» (Иак. 5, 16).
Но ведь в исцелении нуждается не столько тело, сколько душа, потому как в ней сосредоточен источник всех наших болезней – грех. Потому то и действенна молитва Церкви о почивших, что это молитва об избавлении от первопричины страданий – греха.
Почившие наши сродники еще не совсем люди, потому как человек – существо троечастное. Только тогда человек – человек, когда дух, душа и тело живы. Мертвые же мертвы телом, хотя и живы душой, а значит, есть у них время на покаяние. И помочь им можем мы, еще живые их сродники, близкие, соседи, просто собратья во Христе. Усердная молитва, щедрая милостыня могут совершить, воистину, чудеса. И главное чудо – прощение грехов и спасение души происходит незаметно для нас, но от этого оно не теряет своей важности. Ведь и нам в скором времени очень и очень важны будут молитвы об упокоении наших душ.
Особенности богослужения во Вселенскую родительскую субботу
В заупокойной ектении в субботу мясопустную взывается (возглашается): «Еще молимся о упокоении душ рабов Божиих, праотец, отец и братий, зде лежащих и повсюду, православных христиан». В иных храмах при этом ставится перед Царскими дверями стол, на столе Распятие и перед ним – свеча, а иногда и кутия. В других храмах ставится перед Царскими дверями только свеча на большом подсвечнике.
Из службы в субботу мясопустную. Стихиры на «Господи, воззвах»: «Верные! Воспоминая всех усопших от начала мира, которые провели жизнь благочестиво, будем воспевать Спасителя и Господа, усердно прося, чтобы они могли дать ответ в час суда Ему, Самому Богу нашему, Судий всех живущих на земле, чтобы они, радостные, удостоились стать одесную (по правую руку) Его, на стороне угодивших Ему, получили участие (участь) со святыми, в светлом и вечно блаженном Его Царстве Небесном».
«Спаситель! Ты, искупивший людей Своей Кровию, избавивший нас Своей смертию от горькой смерти и Воскресением Своим дарующий нам жизнь Вечную, – упокой, Господи, всех усопших в благочестии, где бы кто ни окончил жизнь: в пустынях или городах, в море или на суше, всех – царей, священников, архиереев, монахов и мирских, всякого возраста, и удостой их Небесного Твоего Царства».
«Христе! Через Твое Воскресение смерть уже не владеет скончавшимися в благочестии. Поэтому и молимся Тебе прилежно: упокой рабов Твоих в Твоем блаженном обиталище, там, где пребывает Авраам, – всех, от Адама и до сего дня послуживших Тебе верно, отцев и братьев наших и друзей, и родных, переселившихся к Тебе различным образом. Боже! Удостой их всех Небесного Твоего Царства».
«Плачу и рыдаю, когда размышляю о смерти и вижу, как в гробах лежит созданная по образу Божию наша красота – безобразная, бесславная, не имеющая уже вида. О, чудо! Что это за таинство совершается над нами? Как это мы предаемся тлению? Как подчинились смерти? Истинно повелением Бога, как писано, дарующего упокоение скончавшимся».
Тропарь. «Единый Создатель, глубиною мудрости человеколюбиво все устрояющий и всем дарующий полезное, Господи, упокой души рабов Твоих, потому что они возложили свои надежды на Тебя, Творца, Промыслителя, и Бога нашего».
(Стихиры и тропарь даны автором на русском языке.)
Из канона, певаемого в субботу мясопустную: «Яже покры вода, и брань пожат, трус же яже объят, и убийцы убиша, и огнь, яже попали верныя, Милостиво, в части учини праведных» (песнь 1, тропарь 4).
«Яже уби меч, и конь восхити, град, снег и туча умноженная, яже удави плинфа или персть посыпа, Христе Спасе наш, упокой» (песнь 4, тропарь 4).
«Умершим напрасно (внезапно) от случаев, от клича же зельнаго (крика сильного), скораго течения и заушения, удавления же от искренняго (искренний – всякий человек. – Ред.), и лягания (здесь – ото сна), Господи славы, верою усопшим ослаби (прости) во веки» (песнь 8, тропарь 4).
«Умершия Божиим прощением (здесь – наказанием): смертных громов всяких с небесе изнесенных, земли разседшейся, морю восшумевшуся, вся верныя, Христе, упокой» (песнь 9, тропарь 3).
Приготовление кутии на Вселенскую родительскую субботу
Кутия, иначе – коливо (т. е. вареная пщеница, смешанная с мёдом), поставляемая как при совершении заупокойной литии, так и панихиды, служит напоминанием о Воскресении умершего. Как зерно, чтобы образовать колос и дать плод, должно быть положено в землю и там истлеть, так и тело умершего должно быть предано земле и испытать истление, чтобы потом восстать для Будущей жизни (1 Кор. 15, 36-38; Ин. 12, 24). Мёд знаменует сладость благ будущей жизни.
Кутия, пожалуй, единственное обязательное блюдо поминальной трапезы. Готовим ее, вспоминая слова Спасителя: Иоан.12:24 «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода».
Зерном можно назвать наших сродников усопших, а плод их — в нас многогрешных, в нашей памяти о них, в наших делах, совершаемых благодаря их добро прожитой жизни. С этой мыслью и будем приготовлять.
амочим на несколько часов зерно, предпочтительно пшеницу, но так как она не всегда есть под рукой, подойдет недробленая перловая крупа или рис. Сварим из него умеренной разваренности кашу, чтобы зернышки были отдельные, но не жесткие. Готовим ингредиенты наполнители, здесь простор для вашей фантазии: традиционно добавляют изюм и мед, но любые сухофрукты, орехи всех видов, чищеные семечки, мак, фрукты, мармелад вполне подойдут, это уже дело вкуса хозяйки. Если меда нет, заправим сахаром, предпочтительно в виде сиропа.
Сухофрукты, изюм, курагу распарим (крупные можно измельчить). Орехи тоже можно измельчить, но не в категоричную пудру, пусть будут и кусочки, и более мелкая масса. Все приготовленные продукты перемешаем. Помещаем в удобную посуду – и в церковь, на панихиду, освятить, помолившись за усопших.

Правмир.ру
  • 8-02-2018, 10:48
  • 253
  • Информация

Приглашаем всех желающих провести Прощеное воскресенье в теплой компании нашего прихода.
Бесплатная раздача блинов и горячего чая, мастер класс «Выпеки блин сам», веселые аниматоры, конкурс по поеданию блинов, беспроигрышная сладкая лотерея и многое другое ждёт Вас, в последний день перед Великом Постом!!! Не пропусти самое яркое мероприятие сыропустной недели. Каждому имениннику этого дня – подарок!
Место и время встречи: Двор храма, после Божественной литургии.