Белорусская Православная Церковь Гомельская Епархия

Гомельское городское благочиние

«Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи, одну Тебе, одну Моисею и одну Илии»

Три факта о крещенской воде

Великая Агиасма
Вода, освященная в канун Крещения и в день самого праздника, называется Великой Агиасмой (Великая Святыня). Освященную воду Церковь употребляет для окропления домов, храмов, предметов, эту воду дают тем, кто не может быть допущен до причастия, во время болезни ее пьют и окропляются во исцеление, а также для других нужд. В день праздника Крещения Великая Агиасма употребляется для благословения домов, домашнего скота, различных предметов. Ее хранят в течение года с особым благоговением и используют в экстраординарных случаях, например, для восстановления святости оскверненных церковных зданий или сосудов.

В течение истории многие святые отцы отмечали чудесные качества святой воды. К примеру, святитель Иоанн Златоуст говорит о свойствах освященной воды не терять свежести в течение года: «природа воды не портится, но чрез целый год, даже часто чрез два и три года, вода, почерпнутая ныне, остается неповрежденною и свежей» (Беседа о крещении). Святой Епифаний Кипрский отмечает древнюю традицию черпать 6 Января воду из источника и сохранять ее на целый год для священного употребления.

Крещенскую воду с просфорой традиционно принимают утром натощак. Этот благочестивый обычай мирян восходит к средневековым литургическим традициям; исходя из свидетельств богослужебных книг Русской Церкви, вплоть до середины XVII в. был распространен чин причащения крещенской водой. Славянская традиция сближения вкушения крещенской воды с Причащением, в свою очередь, имеет свои корни в византийской покаянной практике. «Канонарь» Псевдо-Иоанна Постника (IX в.) предписывает вкушение крещенской воды в качестве духовного утешения для отлученных от Причастия.

Двукратное водоосвящение
Чин водоосвящения на праздник Богоявления появился на Востоке в V – VI вв., уподобляясь освящению воды при Таинстве Крещения. С течением времени образовалась традиция двукратного освящения на праздник Богоявления. В навечерие Крещения (18 января) освящение воды совершается в воспоминание Господа, освятившего естество воды, поэтому в древности в навечерие Господне совершалось крещение оглашенных. А в день Крещения (19 января) освящение воды совершается в воспоминание самого события Крещения Спасителя.

Откуда пришла традиция двукратного освящения не вполне ясно. Вероятно, такая практика связана с обычаем Иерусалимской Церкви VI в. дублировать водоосвящение на Иордане утром в день праздника (в дополнение к вечернему водоосвящению в храме). Кроме того, Константинопольская литургическая традиция, а конкретно Типик Великой Церкви, предполагала водоосвящение в двух разных храмовых местах. У маронитов, восточносирийских христиан, также отмечалась традиция двукратного водоосвящения – вечером накануне праздника в храме и утром на источниках. Обычай двукратного водоосвящения не вошел в уставы студийской традиции, и лишь при переходе Православных Церквей на неосавваитский устав этот обычай стал общепринятым.

В Русской Церкви водоосвящение в навечерие происходило в храме, а крещенское водоосвящение на открытом источнике. Обычно совершали молитвенное шествие к водоему и водоосвящение в крестообразной проруби («иордани»). Крещенское водоосвящение у водоема считалось одним из самых торжественных мероприятий литургического года. По обыкновению, крещенское водоосвящение в больших городах совершалось архиереем при участии местного духовенства.

Греческая Теофания
В Православной Греции праздник богоявления имеет особое значение и с его проведением связана множество церковных и народных обычаев. Как и в Русской Церкви, здесь существует традиция двукратного освящения. После первого водоосвящения, которое проводится в храме, священник обходит дома прихожан, благословляя их Великой Агиасмой и окропляя с помощью пучка базилика (в Русской Церкви, напомним, используется т. наз «кропило). Традиционно в православной Греции принято надевать на себя в день навечерия Богоявления новую одежду, чтобы через окропление Великой Агиасмой, она была освящена.

В сам день праздника Крещение торжественное богослужение завершается массовым крестным ходом к открытому водоему, обычно это море. Образуется длинная многолюдная процессия, которую возглавляет предстоятель клирики и церковнослужители со святыми образами. Молитвенная процессия совершается под музыкальный аккомпанемент, обычно военных оркестров. На месте освящения водоема происходит необычное действо. Это исконно греческая традиция, связанная с этим чином великого водоосвящения. Предстоятель, благословляя и освящая воду, бросает крест в водоем. За крестом прыгают люди, по обыкновению молодежь, соревнуясь в извлечении креста. Быть первым нашедшим – считается благословением Божьим. Тот, кто поднимет крест, получает благословение от духовенства. Далее в небо выпускают голубя, символ Святого Духа.

Практические советы
Приходилось слышать, что у кого-то святая вода простояла в бутылочке несколько лет и не испортилась. Не сомневаясь в благодатных свойствах агиасмы, возникает вопрос: а зачем человек хранил святую воду несколько лет?

В любом храме воду освящают круглый год, не только в праздник Богоявления. Если же кто-то решил сохранить именно крещенскую воду – замечательно, но тогда имело смысл употребить то, что осталось, перед очередным великим освящением.

Напомним, святую воду только утром мы принимаем натощак, что вполне объяснимо: первым делом человек вкушает святыню, а потом уже приступает к обычной пище.

В остальное время суток её можно пить с любой периодичностью, как средство освящения. И перед сном полезно выпить. Одно условие – всегда с молитвой.

В Типиконе сказано, что неразумно воздерживаться от святой воды по причине употребления пищи: «Да будет известно всем о святой воде: отлучающие себя от святой воды по той причине, что уже вкусили пищу, не доброе творят, ибо благодать Божья дана на освящение миру и всей твари. Так же и кропим ею всюду, и во всяких нечистых местах, и даже под ногами нашими. И где же разум у тех, кто не пиет ее по причине вкушения пищи».

То есть Церковь не запрещает пить святую, даже крещенскую воду в любое время и укоряет тех, кто считает, что пить святую воду не натощак нельзя.

https://azbyka.ru/

Поделиться:
Facebook
Telegram
VK
OK
Skype
WhatsApp
Email
Print