Белорусская Православная Церковь Гомельская Епархия

Гомельское городское благочиние

«Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи, одну Тебе, одну Моисею и одну Илии»

Нерукотворный Образ Спасителя

Нерукотворный Образ Спасителя

Одной из знаковых для храма святынь следует считать список иконы Спаса Нерукотворного, день почитания которой приходится на 29 августа.

Образ Спаса Нерукотворного занимает особое место в иконописи. Традиция гласит, что известная нам икона является рукотворной копией чудесно обретенного оригинала. Согласно преданию, в 544 году н.э. два нерукотворных изображения Иисуса были найдены в надвратной нише стены города Эдессы. Когда нишу открыли, в ней горела свеча и лежал плат с чудесным изображением, которое в то же время оказалось отпечатанным на керамической плитке, закрывающей нишу. Таким образом, сразу возникли две версии изображения: Мандилион (на плате) и Керамион (на плитке).

В 944 г. Мандилион перемещается в Константинополь и через два десятилетия тем же путем следует и Керамион. Согласно свидетельствам паломников, обе реликвии хранились в сосудах-ковчегах, подвешенных на цепях в одном из нефов Храма Богоматери Фаросской. Эта знаменитая церковь была также местом хранения других сопоставимых по значению реликвий. Сосуды никогда не открывались и обе реликвии никогда не демонстрировались, но списки начали возникать и распространяться по христианскому миру, постепенно приняв форму известного нам иконописного канона. После разграбления Константинополя крестоносцами в 1204 году, Мандилион предположительно попал в Париж, хранился там до 1793 года и исчез во время французской революции.

Существует несколько версий предания о первоначальном происхождении Мандилиона. Наиболее популярное в средние века повествование гласит, что больной проказой эдесский царь Авгарь послал письмо Иисусу с просьбой приехать и исцелить его. Иисус ответил письмом, которое позже получило широкую известность в качестве самостоятельной реликвии, но оно не исцелило Авгаря. Тогда Авгарь прислал слугу-художника, чтобы тот нарисовал образ Христа и привез с собой. Приехавший слуга застал Иисуса в Иерусалиме и попытался его зарисовать. Видя неуспешность его попыток, Спаситель попросил принести воды. Он умылся и утерся платом, на котором чудесно запечатлелся Его лик. Слуга увез с собой плат и, согласно некоторым версиям рассказа, с ним вместе отправился апостол Фаддей.

Проходя мимо города Иераполя, слуга спрятал на ночь плат в груде черепицы. Ночью произошло чудо и изображение плата отпечаталось на одной из черепиц. Слуга оставил эту черепицу в Иераполе. Таким образом появился второй Керамион – иерапольский, который также в конце концов оказался в Константинополе, но имел меньшее значение, чем эдесский. В конце слуга возвращается в Эдессу, и Авгарь исцеляется, дотронувшись до чудесного полотенца. Авгарь поместил плат в надвратную нишу для всеобщего поклонения. Во времена гонений реликвия была замурована в нише ради сохранности, и о ней забыли на несколько столетий.

Не менее интересна и история появления списка данной иконы в Спасо- Преображенском храме. Она была подарена приходу в день освящения храма и стала одной из первых его святынь. При этом никто не знал первоначально о таком подарке, что сделало его также своеобразным чудом. С тех пор в храме еженедельно читается акафист данному образу, а он сам явил немало чудес для прихожан, о чем символизирует большое число драгоценностей, коими молящиеся украшают икону. Их было настолько много, что часть из них перенесены на вечное хранение.

Традиция украшения иконы различными драгоценностями давно распространена в Православии и пришла к нам, вероятнее всего, из Греции. Прихожане украшают образ во свидетельство помощи, полученной после молитв. В знак благодарности Господу люди отдают цепочки (крестики, кольца). Это скорее не украшение, а именно зримое свидетельство помощи.

Поделиться:
Facebook
Telegram
VK
OK
Skype
WhatsApp
Email
Print