Белорусская Православная Церковь Гомельская Епархия

Преображенский храм в г.Гомеле

Гомельское городское благочиние

«Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи, одну Тебе, одну Моисею и одну Илии»

Литургия Преждеосвященных Даров в пятницу первой седмицы Великого поста

Литургию Преждеосвященных Даров в пятницу первой седмицы Великого поста 3 марта 2023г. возглавил настоятель прихода протоиерей Олег Кострома в сослужении духовенства прихода.

По окончании Литургии священнослужители совершил молебное пение великомученику Феодору Тирону и освятил коливо — кашу из варёной пшеницы или риса с добавлением мёда и фруктов.

Традиция освящать коливо в пятницу первой седмицы Великого поста уходит своими корнями в глубокую древность.
В 362 году греческий император Юлиан Отступник в насмешку над христианами приказал тайно окропить идоложертвенной кровью все съестные припасы, продававшиеся на рынках Антиохии. Отступник от христианской веры хотел таким образом осквернить верующих, которые строго постились в первую неделю Великого Поста. Но великомученик Феодор, сожженный в 306 году за исповедание веры Христовой, явился во сне епископу Евдоксию, рассказал об этом распоряжении Юлиана и дал совет вместо оскверненной пищи употреблять в течение недели коливо.

Еще одна уникальная особенность Литургии Преждеосвященных Даров – закрытая наполовину завеса.

Происходит это в определенный момент богослужения: от завершения Великого входа до начала причащения духовенства. Еще более интересен тот факт, что об этом действии не говорится в Служебнике, то есть это — неуставная особенность, сформировавшаяся в Русской Церкви в относительно недавно (XVIII–XIX вв.), но в наше время распространенная повсеместно.

Какой же смысл в этом действии? Вспомним, что на полной литургии период от окончания Херувимской песни до «Отче наш…» гораздо более продолжительный и здесь сначала завеса некоторое время закрыта (до Символа веры), а затем, во время Евхаристического канона и до «Отче наш…» включительно завеса открыта. На литургии Преждеосвященных Даров весь этот период сокращается, по сути, до просительной ектении и потому полузакрытие завесы имеет целью усреднить действия с завесой в аналогичный момент полной литургии.

Поделиться:
Facebook
Telegram
VK
OK
Skype
WhatsApp
Email
Print