При совершении Таинства Елеосвящения и в храме, и в домашних условиях используются определённые принадлежности:
1. Стол, на котором должна быть чистая скатерть. На него священник из числа совершающих Таинство Елеосвящения кладёт Святое Евангелие и требный крест с Распятием. Облачение священнослужителей составляет епитрахиль, поручи и фелонь светлого цвета. В ходе чинопоследования Таинства Елеосвящения используются кадило, ладан и угли для каждения храма и предстоящих. Совершается Таинство по чину, изложенному в Требнике.
2. Блюдо с зернами пшеницы (при отсутствии можно воспользоваться рожью, просом, рисом и т. д.). Пшеница, употребляемая в Таинстве, имеет свою символику: обновление жизни физической и духовной и надежда на будущее воскресение. В современном чине елеосвящения пшеница всыпается в блюдо и уже в нее поставляется лампада с елеем.
3. Сосуд в форме лампады (или просто чистый стаканчик) для освящения елея.
4. Семь стручцов (палочек, обернутых ватой).
5. Семь свечей.
6. Чистый елей (оливковое масло), а при его отсутствии вазелиновое, подсолнечное или другие растительные масла в отдельном сосуде. Веществом Таинства является елей (масло). Елей с древних времен имел глубокое религиозное значение, которое основывалось на его практическом употреблении. Как и вода, елей имеет три основных символических значения:
- Символ исцеления. Этот символический аспект находит свое выражение в притче о милосердном самарянине, который, увидев избитого разбойниками, лежащего на дороге человека, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино (Лк. 10: 34).
- Символ света и радости, связанный с практическим употреблением елея для освещения посредством гарных ламп, светильников и лампад.
- Символ примирения Бога с человеком. «Некогда в ковчег Ноев голубь принес масличную ветвь – знак Божьего человеколюбия и прекращения потопа», – пишет св. Иоанн Златоуст. В этих словах выражается соответствие такого символического значения елея со святоотеческими представлениями.
7. Небольшое количество красного вина, которое после освящения вливают в елей. Обращаясь к греческим писателям, мы находим у них однородное объяснение о причине употребления вина в Таинстве Елеосвящения, именно у них указывается на примере самарянина, возлившего на израненного разбойниками вино и елей (Лк. 10: 34). Причины употребления воды в Таинстве, можно думать, заключались в том значении, какое имела вода у христиан, начиная с самых древних времен. В древнехристианской церкви одни и те же молитвы служили для освящения и елея, и воды. В этих молитвах вода вместе с елеем утверждалась целительным веществом для вкушавших ее христиан, должна была служить для отгнания всякой болезни у христиан.
После того как Таинство совершено, рекомендуется, обычно, оставшийся елей употреблять для помазания больным частей тела, непосредственно подверженных болезни. Делать это необходимо с верою и благоговением. Кроме того, елей, оставшийся после совершения Таинства, может быть просто сожжен в лампадке.
Если в течение какого-то времени елей загустеет, его надо поместить в чистую бумагу или новую льняную или хлопковую тряпицу и сжечь; полученный пепел должен быть закопан в «непопираемом месте», то есть там, где земля не затаптывается людьми или животными. Сейчас в очень многих храмах есть специальные печи для сжигания «обветшавших», то есть тех, что уже не годны для естественного употребления, святынь. Прихожанам таких храмов можно отдавать пришедший в негодность елей «на сжигание» в церковной печи.
Стручцы также должны быть сжигаемы или в церковной печи, или в том же доме, где совершалось Елеосвящение. Сжигать их нужно после совершения богослужения. С пеплом поступают так же, то есть закапывают его в «непопираемом месте».