Елеосвящение, также известное как Соборование, представляет собой Таинство, в ходе которого при помазании тела елеем на болящего призывается благодать Божья, исцеляющая немощи как душевные, так и телесные.
Это Таинство, согласно древнему обычаю, совершается собором из семи священников, но в случае необходимости может быть проведено и одним священником. Оно также известно под названиями “Святой елей”, “Елеопомазание”, “Молитвомаслие” и “Маслособорование”, – по собранию пресвитеров, совершающих это Таинство.
Важно отметить, что отсутствие видимого исцеления после Елеосвящения не означает отсутствия результатов. По слову преподобного Ефрема Сирина: «Всеми возможными способами Бог показывает, что Он милостивый Податель благ. Он одаривает нас Своей любовью и являет нам милосердие Свое. Поэтому и не отвечает ни на одну неправильную молитву, исполнение которой принесло бы нам смерть и гибель. Однако и в этом случае, отказывая в просимом (например, в непременном исцелении от телесных болезней через Таинство Елеосвящения), не оставляет нас без весьма полезного дара (через болезнь и Таинство сугубо очищая душу человека). И тем самым, что устраняет от нас вредное, уже отверзает нам дверь щедрот Своих».
– семикратное помазание освященным елеем различных частей тела больного (чела, ноздрей, щек, уст, груди и рук), каждое предваряется чтением Апостола, Евангелия, краткой ектеньей и молитвой об исцелении и прощении грехов;
– молитва веры, которую произносит священник, совершая помазание болящего;
– разрешительная молитва от грехов;
– возложение на голову болящего Евангелия письменами вниз.
Невидимое действие благодати Божьей заключается в:
– исцелении и подкреплении больного;
– прощении забытых и неосознаваемых грехов.
Таинство Елеосвящения, как и все Таинства Православной Церкви, обладает богоустановленным характером. Святой евангелист Матфей свидетельствует о том, что Христос дал апостолам власть изгонять демонов и исцелять всех больных (Мф. 10; 1). При этом апостолам было дано прямое указание: больных исцеляйте, прокаженных очищайте (Мф.10; 8). Позже стало оформляться чинопоследование Таинства Елеосвящения. В своем послании апостол Иаков более менее подробно описывает первоначальную схему: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак. 5; 14, 15)».
Болезни как душевные, так и телесные, связаны с человеческой греховной природой. Источник болезней, согласно учению Церкви, заключается в грехе. Так, в евангельском повествовании о расслабленном прослеживается зависимость телесных болезней от греха: «И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо < – > Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! Прощаются тебе грехи твои (Мк. 2; 3–5). И только после прощения грехов расслабленный получил исцеление: Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой (Мк. 2; 10, 11). Именно поэтому апостолы, посланные Спасителем, пошли и проповедовали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли (Мк. 6; 12–13)».
Конечно, не все болезни – непосредственное следствие греха. Но болезни и скорби, посылаемые с целью усовершенствования души, – удел (и то в редких случаях) людей высокой духовной жизни.
Совершаемое в Таинстве Елеосвящения исцеление человека не только восстанавливает его физическое здоровье, но и способствует изменению его отношения к болезням и страданиям. Цель и содержание Соборования заключается не только в обретении здоровья, но и в приобщении к праведности и миру во Святом Духе.